Обращение Н.И. Бугаева

Дорогие участники педагогической ярмарки «Сельская школа & Образовательная марка – 2019»!

Вот уже 16 лет кочует наша ярмарка из улуса в улус. Она пережила ряд трансформаций из одного состояния в другое и стала реальным местом экспертного диалога государства и общества. Но в последнее время наметились определенный застой ее форм и выстраивание достаточно жесткой административной вертикали, не учитывающей горизонтальных связей участников.

Именно поэтому я обращаюсь к вам. Сегодня настал момент очередного витка в развитии нашей ярмарки. И на это раз он должен стать реально образовательным и социокультурным…

События последних лет, влекущие за собой Flexibility (гибкость и подозрение к долговременным обязательствам), отодвигают на неопределенный срок наступление масштабной образовательной весны.

Благие государственные управленческие действия, направленные в Завтра, зачастую трансформируются в бесплодный процесс инбриндинга, способного размножать только старое, внешне выглядящее новым.

Если все время следовать однажды поставленной цели, не учитывая новых условий, то они становятся твоими ресурсами, и поневоле все за уши притягиваешь к ней.

Необходимо помнить, что «задачи – это цель в условиях ее достижения» (Л.Выготский). Только те условия, которые превращаются в наши ресурсы, ведут нас к достижению поставленной цели. И если условия меняются, то меняется и цель.

Так возникает потенциальная «норма, задающая границы развития» (Б.Эльконин). Не следует забывать, что развитие не с простого узнавания нового, а с отказа от того старого, что не пускает тебя в завтрашний день. Именно такова норма развития. Наличие собственной «славной истории» может играть роль тормоза…

Остается одно – быть открытым и не закрывать ни одной из опций выбора, которые мы хотим совершить… А это стратегия СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ.

«Якутия стала первым регионом в России, который заключил соглашение о финансировании социального эффекта. Ключевым отличием является то, что объектом финансирования станут не затраты, а конкретный результат для граждан» (В.Солодов). Свою лепту в это должна внести и система образования республики. Именно поэтому главная проблематика педагогической ярмарки «Сельская школа & Образовательная марка» — это «ШКОЛА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ».

Ключевая идея – социокультурный подход к развитию республиканской системы образования, в первую очередь, означающий образовательную поддержку социально-экономического развития населенных пунктов, муниципальных районов, республики.

Именно поэтому первый рабочий день ярмарки будет посвящен не только традиционным переговорным площадкам, мастер-классам и т.п., но и социокультуртному проектированию по проблематике наслегов Таттинского улуса.

Каждый таттинский наслег провел подробный анализ социокультурной ситуации и выделил ряд наиболее важных для себя проблем. По каждой проблеме будут сформированы межулусные проектные группы, которые постараются разработать реальные проекты по решению этих проблем. Средства на реализацию лучших проектов будут выделены из взносов участников ярмарки.

Аналитики выделят возможные социально-экономические эффекты проектных идей и социокультурного опыта участников. Главным продуктом ярмарки – 2019 станут:

·        вариативные социокультурные стратегии развития муниципальных образований;

·        критерии социокультурных образовательных проектов, имеющих социально-экономические эффекты;

·        новая модель ярмарки как трансформация из педагогической в действительно социокультурную.

Не исключаю, что не приедут на Ярмарку – 2019 те, кто уже настолько привык к гонке за министерскими грантами, а таких достаточно много.

Но каждый, кому дорога наша ярмарка, я призываю вас откликнуться и поддержать начало нового витка ее развития. Пусть нас будет не так много, как в прошлые годы, но мы обязаны поднять нашу ярмарку на новый, социокультурный, уровень.

Ваш Николай БУГАЕВ